Общие положения
- Важным этапом педагогического процесса в школах является проверка и оценка результатов учебной деятельности учащихся. Содержание десятибалльной шкалы и показатели результатов учебной деятельности учащихся 1-го отделения вспомогательной школы не могут совпадать с критериями и показателями, принятыми в общеобразовательной школе.
- Результаты учебной деятельности учащихся 1-го отделения вспомогательной школы оцениваются в баллах по 10-балльной шкале отметок на основании «Критериев и показателей 10-балльной системы оценивания результатов учебной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью» (1-ое отделение вспомогательной школы).
Десятибалльная система оценивания в 1-ом отделении вспомогательной школы предполагает реализацию принципов личностно-ориентированного образования, переориентацию оценочной деятельности на оценку достижений учащихся, а не их недостатков.
- Термины и их определения
Критерий – это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-нибудь, это мерило оценки. Критерии могут включать в себя ряд показателей.
Показатели – это конкретные измерители критерия, которые обеспечивают его доступность для измерения и наблюдения.
Уровень - ступень овладения учебным материалом.
Проверка – процедура получения прямой и обратной связи о ходе и результатах обучения учащихся.
Оценка – это процесс, деятельность оценивания по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Количественным показателем оценки результатов учебной деятельности учащихся является отметка.
Отметка – это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое) выражение в баллах.
Положительными отметками в 1-ом отделении вспомогательной школы являются 1-10 баллов. При отсутствии результатов учебной деятельности учащимся выставляется «0» баллов.
- Функции системы контроля и оценивания учебныых достижений во вспомагательной школе
Кроме образовательной, стимулирующей, контролирующей, воспитательной функций, особое значение в 1-ом отделении вспомогательной школы приобретает диагностическая и социальная функции системы контроля и оценивания учебных достижений учащихся.
Диагностическая функция призвана уточнить соответствие программы обучения познавательным возможностям учащихся с интеллектуальной недостаточностью, определить степень выполнения (решения) учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения, установить уровень сформированности знаний-умений, навыков обучающихся, выявить уровень их развития.
Социальная функция предполагает объективное оценивание достижений учащихся, а не их недостатков, уровневая градация отметок обеспечивают защищённость ученика в соответствии с его индивидуальными психофизическими особенностями, возможностями, укрепляют его статус в образовательной среде, социуме.
- Виды оценивания
Каждый ответ ученика в 1-го отделении вспомогательной школы оценивается дифференцированно с учётом общей динамики продвижения в овладении знаниями и умениями и тех фактических знаний и умений, которые он приобретает по изучаемым разделам программы за определённый промежуток обучения.
Результаты учебной деятельности учащихся определяются с помощью взаимосвязанных видов, форм, методов и способов контроля.
Основные виды контроля результатов учебной деятельности учащихся можно представить следующей схемой:
-Виды контроля: текущий - промежуточный - итоговый – поурочный – тематический.
Особенностью текущего контроля в 1-ом отделении вспомогательной школы является тот факт, что функции контроля в нём сочетаются с другими функциями, например, функцией повторения, закрепления знаний-представлений и знаний-умений, которые обозначены в учебной программе. Результаты текущего контроля учебной деятельности учащихся используются при планировании и организации последующей учебной работы. Текущий контроль позволяет учителю анализировать результаты своей педагогической работы, своевременно принимать меры к устранению имеющихся недостатков. Основными требованиями к текущему контролю результатов учебной деятельности учащихся являются его регулярность, объективность оценки и сочетаемость функций.
Поурочный и тематический контроль имеют свои особенности. Поурочный контроль проводится с целью проверки усвоения учащимися программного материала в процессе изучения его на определённом уроке. Поурочный контроль для учащегося, в основном, имеет стимулирующее и корригирующее значение, создаёт условия для формирования адекватной самооценки. Он стимулирует интерес учащихся к учению, их волевые усилия, стремление к достижению поставленной цели. Осуществляется поурочный контроль с учётом индивидуальных особенностей и возможностей обучаемых. Он призван выявлять не только успехи, достигнутые учащимися, но и имеющиеся у них затруднения в усвоении программного материала. Тематический контроль проводится для проверки результативности усвоения учащимися материала определённой темы учебной программы. Тематический контроль предполагает одновременно и обобщение знаний и умений по темам. Обобщенные знания и умения выполняют организующую и упорядочивающую функцию. Требования к оценке результатов учебной деятельности при тематическом контроле возрастают в сравнении с поурочным контролем.
Промежуточный контроль предполагает проверку степени усвоения учащимися материала за длительный период времени. Он проводится, например, в конце четверти, полугодия.
Итоговый контроль проводится накануне перевода учащихся в следующий класс. Он является важной формой итоговой аттестации. Оценочная деятельность осуществляется на основании сопоставления реальных результатов учебной деятельности учащихся с планируемыми целями, требованиями контрольно-оценочного компонента учебных программ, образовательных стандартов.
Система оценивания в 1-ом отделении вспомогательной школы учитывает не только результативность всех видов деятельности ученика, но и процессуальную сторону усвоения им учебного материала, проявление его индивидуальных психофизических качеств, развитие в процессе учения. …
- Обученность и обучаемость
Для дифференциации уровней учебной деятельности учащихся 1-го отделении вспомогательной школы актуальными представляются критерии соответствия обученности и обучаемости.
Обученность - зона актуального развития ученика, обучаемость - зона ближайшего развития.
Чтобы оценить возможности учащегося, необходимо определить уровень его обучаемости. Уровень обучаемости ученика определяет долю необходимой педагогической помощи, формы и приемы индивидуальной мотивации каждого учащегося.
Уровень обучаемости - динамический, изменяющийся критерий. Он зависит от наследственных задатков, социальных условий. Положительная динамика этого параметра (даже небольшая) наиболее точно определяет результативность личностно ориентированного учебного процесса. Порядок, периодичность проведения проверочных работ по предметам определяется требованиями Единого речевого режима для 1-го отделения вспомогательной школы. Контроль за проверкой и оценкой результатов учебной деятельности учащихся осуществляет администрация вспомогательной школы.
При оценивании результатов учебных достижений учащихся в 1-ом отделении вспомогательной школы используется качественная и количественная составляющие оценки. Это даёт более полную картину динамики развития каждого ученика с учётом его возможностей. Качественная составляющая позволяет отражать отношение учащихся к предмету, уровень прилагаемых волевых усилий, их коммуникативность учащихся, умение работать в группах и др. Количественная составляющая позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями.
Объективность выставляемых учащимся отметок в 1-ом отделении вспомогательной школы при оценке процесса и результатов их учебной деятельности с учётом индивидуальных психофизических различий обеспечивается установлением соответствующих критериев и показателей.
Основными критериями оценки учебной деятельности в 1-ом отделении вспомогательной школы являются знания-представления и знания-умения.
При организации проверки и оценки результатов обучения каждому ученику предоставляется возможность получить балл, на который он претендует. Во избежание излишнего напряжения учащихся контроль и оценка проводятся в естественных для учащихся условиях.
Для получения объективной информации о качестве педагогического процесса и результатах учебной деятельности учащихся используются различные формы, методы. Это - устный индивидуальный опрос, беседа, фронтальный опрос, опрос с использованием раздаточного материала, проверочные работы с использованием дидактических материалов, программированный контроль, тестовые задания, работы практического характера и др.
Выбор методов контроля зависит от содержания темы, индивидуальных особенностей учащихся. Объективность выставляемых учащимся отметок в 1-ом отделении вспомогательной школы при оценке процесса и результатов их учебной деятельности с учётом индивидуальных психофизических различий обеспечивается установлением соответствующих показателей. Успешность усвоения программного материала определяется не только качеством обучения, но и выраженностью недостатков развития учащихся. Поэтому учителю в работе следует использовать данные о психофизическом развитии школьников с интеллектуальной недостаточностью. О проявлении индивидуальности учащегося можно судить по его познавательной активности, самостоятельности, коммуникативно-речевым умениям, произвольности, продуктивности и контроле деятельности, составляющим мотивационной, волевой сфер, сферы регуляции, управления процессом внимания и др.
- Уровни усвоения учебного материала
Степень полноты проявления показателей учебной деятельности учащихся представляет собой уровни учебной деятельности учащихся.
Каждому уровню устанавливается определённый диапазон отметок (баллов). Требования к подготовке учащихся 1-го отделения вспомогательной школы предъявляются с учётом разных уровней усвоения ими учебного материала и сформированности умений.
Различают репродуктивные и продуктивные умения.
Репродуктивные умения формируются в действиях по образцу.
Продуктивные умения формируются в действиях, с помощью которых учащиеся самостоятельно добывают знания и усваивают способы учения.
Оба вида умений в реальной учебной деятельности тесно переплетаются между собой.
I-й (низкий) уровень - 1-2 балла (уровень потенциальных элементарных знаний-представлений об изучаемом(ых) объекте(ах); рецептивный уровень умений - умения действовать по известному образцу в стандартной ситуации).
II-й (удовлетворительный) - 3-4 балла (уровень актуальных знаний-представлений об изучаемом(ых) объекте(ах); рецептивно-репродуктивный уровень умений - умения действовать по известному образцу в несколько измененной ситуации).
III-й (средний) - 5-6 баллов (уровень потенциального понимания изучаемого программного материала; репродуктивно-продуктивный уровень умений - умения проявляются в относительно продуктивных действиях).
IV-й (достаточный) - 7-8 баллов (уровень относительного понимания изучаемого программного материала; продуктивный уровень умений – умения применять знания в знакомой и частично изменённой ситуации).
V-й (высокий) – 9-10 баллов (уровень абсолютного понимания учебного материала; продуктивный, собственно творческий уровень умений – умения применять знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации).
Примечание:
знание – совокупность сведений в какой-то области;
представление – знание, понимание чего-нибудь;
воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий;
умение – опыт осуществления известных людям способов деятельности.
Отсутствие положительной динамики в овладении знаниями-представлениями и знаниями-умениями у большинства учащихся требует анализа предъявляемого для изучения содержания и методики обучения.
Оценка учебной деятельности в 7-8 баллов в 1-ом отделении вспомогательной школы стимулирует познавательную активность, обеспечивает ситуацию успеха, закрепляет соответствующий уровень достижений учащихся.
Оценка в 9-10 баллов характеризует усвоение учебного материала на достаточном (продуктивном) и высоком (продуктивном, творческом) уровнях.
В 1-ом отделении вспомогательной школы оценки в 9-10 баллов заставляют сомневаться в правильной диагностике психофизического развития учащихся.
Критерии и показатели десятибалльной системы оценивания результатов учебной деятельности учащихся
с интеллектуальной недостаточностью (1 отделение)
Уровень (баллы) |
Критерии оценки |
|||
Учебная деятельность |
Степень самостоятельности учащихся |
Корректировка знаний учеником |
Степень ответственности и прилежания в учебной деятельности |
|
Первый (низкий) 1 балл |
Узнавание отдельных объектов программного материала |
Сопряженные действия учителя и ученика |
Не обнаруживает ошибок, помощь педагога не эффективна |
Негативное отношение ребенка к учебной деятельности |
2 балла |
Различение объектов программного учебного материла, предъявленных в готовом виде, и осуществление практических действий с ними |
|||
Второй (удовлетворительный) 3 балла |
Воспроизведение части программного материала |
Полусопряженные действия учителя и ученика (вначале совместно с педагогом, а затем по образцу) |
Обнаруживает ошибки по указанию педагога, устраняет ошибки с помощью педагога |
Безответственное, безразличное отношение к учебной деятельности |
4 балла |
Воспроизведение большей части программного материала |
|||
Третий (средний) 5 баллов |
Осознанное воспроизведение значительной части учебного материала |
Действия ученика по готовому образцу учителя |
Обнаруживает ошибки с помощью педагога, устраняет ошибки по образцу педагога |
Ситуативное проявление старания и интереса к учебной деятельности |
6 баллов |
Осознанное воспроизведение в полном объеме учебного материала, применение знаний в знакомой ситуации по образцу |
|||
Четвертый (достаточный) 7 баллов |
Владение учебным материалом в знакомой ситуации |
Действия ученика без образца учителя |
Самостоятельно обнаруживает и устраняет ошибки |
Постоянное проявление старания и интереса к учебной деятельности |
8 баллов |
Оперирование учебным материалом в знакомой ситуации |
|||
Пятый (высокий) 9 баллов |
Оперирование программным учебным материалом различной степени сложности в частично измененной ситуации; выполнение заданий творческого характера |
Самостоятельные действия ученика |
Выполняет задания самостоятельно, без ошибок |
Ответственное отношение к учебной деятельности |
10 баллов |
Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности, применение знаний, умений в незнакомой ситуации |
Первый критерий – обученность – основан на теории Л.С.Выготского о соотношении обучения и умственного развития. Он соответствует показателям, принятым в массовой школе. Второй, третий и четвертый критерии являются специфическими и отражают своеобразие оценивания процесса усвоения программного материала учащимися с интеллектуальной недостаточностью.
Второй критерий отражает степень самостоятельности выполнения задания учеником и ту меру помощи, которую оказывает учитель. Оказание помощи ребенку в процессе выполнения задания – ведущий принцип при определении умственного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью: как ребенок относится к помощи, принял ли ее, какая доза и мера помощи ему нужна – все эти показатели не только имеют диагностическую значимость, реализуют стимулирующую функцию оценивания, но и обеспечивают психолого-педагогическое сопровождение. Виды помощи варьируются в зависимости от уровня обученности ребенка – вначале более «развернутые», а затем более «сжатые».
Третий критерий – корректировка знаний учеником – отражает, как ученик осуществляет контроль над правильностью выполнения задания. Показатели данного критерия смогут помочь учителю определить, необходима ли помощь ученику с его стороны.
Четвертый критерий – степень ответственности и прилежания ученика в учебной деятельности. Показатели данного критерия помогут учителю установить личностные характеристики ученика: прилежание в учебе, ответственность – негативное, безответственное или ответственное отношение к деятельности, проявление старания и интереса к учебе.
Все четыре критерия, обозначенные в таблице 1, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Знания учителем показателей каждого из критериев будет способствовать адекватному оцениванию результатов учебной деятельности с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика, т.е. осуществлению личностно-ориентированного оценивания.
Пятый уровень (высокий) предполагает свободное оперирование программным учебным материалом, применение знаний и умений в незнакомой ситуации, самостоятельное действие по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию правил, построению алгоритмов для выполнения заданий, демонстрацию рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий. (Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь – 2003. - № 7, с.51). Ему соответствуют баллы 9 и 10. Выполнение заданий по показателям 5 уровня не всегда доступно для учащихся вспомогательной школы в силу их особенностей в развитии умственных и практических действий, степени освоения знаний, овладения общеучебными, предметными и другими умениями, познавательной активности.
Оценка устных ответов учащихся
Балл |
Показатели оценки |
1 |
Не воспроизводит изученный материал, но узнает отдельные элементы. Ошибки не может исправить даже с помощью педагога |
2 |
Называет отдельные объекты, но не умеет их различать, не осознает значения объектов изучения. С трудом отвечает на наводящие вопросы учителя, не умеет формулировать изученные правила и положения. Например, называет 1 – 2 растения луга, но не может узнать их на иллюстрациях, не может объяснить, почему нельзя собирать большие букеты. |
3 |
Ответ неполный. Излагает отдельные фрагменты учебного материала на уровне памяти без осмысления связей и зависимостей. При этом допускается значительное количество ошибок, отдельные из которых устраняются с помощью педагога. Узнает в знакомой ситуации часть изученных объектов. Например, сам называет отдельные (но не все) формы поверхности, различает их только на знакомых наглядных пособиях, на уточняющие вопросы не |
4 |
Ответ неполный. Воспроизводит только некоторую часть учебного материала, допуская при этом отдельные ошибки. Некоторые из них может исправить с помощью учителя. Дает неверное определение понятия, заменяет существенные признаки понятия несущественными. Не умеет привести самостоятельные примеры, подтверждающие сказанное. Например, ученик правильно классифицирует растения по 3 группам: деревья, кустарники, цветы |
5 |
Воспроизводит значительную часть учебного материала с ошибками, которые устраняются с помощью педагога. Знания характеризуются слабой осознанностью. Пытается объяснить значение тех или иных объектов, правил, но допускает существенные ошибки, неточности, которые не устраняет с помощью педагога. Не может применять полученные знания в незнакомой ситуации. Например, называет отдельные правила поведения в общественных местах, но |
6 |
Осознанно, но неполно воспроизводит учебный материал, допуская при этом отдельные ошибки, которые исправляет с помощью педагога. Различает часть объектов изучения, однако не умеет их описывать (устно). Перечисляет большинство из изученных правил поведения в природе и обществе, правил гигиены, но не может объяснить, почему их надо выполнять. Например, перечисляет большинство из изученных правил гигиены, но только с |
7 |
Полно, осознанно воспроизводит изученный материал, допуская при этом единичные ошибки, которые исправляет с помощью учителя. Различает большинство изучаемых объектов, умеет описать их устно. Устанавливает значение изучаемых объектов в природе для человека. Объясняет причины изучаемых объектов с помощью учителя. Например, учащийся осознанно воспроизводит полученные знания о |
Интегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся вспомогательных школ
Уровни |
Отметки (баллы) |
Показатели оценки |
1 уровень (рецептивный) Узнавание |
1 очень слабо |
Узнавание объекта изучения, распознавание отдельных изученных структурных элементов знаний; наличие существенных ошибок в действиях |
2 слабо |
Узнавание объекта изучения, распознавание изученных структурных элементов знаний; наличие существенных ошибок, устраняемых с помощью педагога |
|
2 уровень (рецептивно – репродуктивный) Запоминание (неосознанное воспроизведение) |
3 посредственно |
Воспроизведение незначительной части учебного материала; наличие отдельных существенных ошибок, устраняемых с помощью педагога |
4 удовлетворительно |
Неполное воспроизведение заученного учебного материала; наличие единичных существенных ошибок, устраняемых с помощью педагога |
|
3 уровень (репродуктивно - продуктивный) Понимание (осознанное воспроизведение) |
5 почти хорошо |
Осознанное воспроизведение значительной части учебного материала; наличие несущественных ошибок, устраняемых с помощью педагога |
6 хорошо |
Осознанное воспроизведение учебного материала, применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие отдельных несущественных ошибок, устраняемых при незначительных |
|
4 уровень (продуктивный) Базовые умения и навыки |
7 очень хорошо |
Владение учебным материалом; оперирование им в знакомой ситуации; наличие единичных несущественных ошибок, устранение при незначительной помощи педагога |
8 почти отлично |
Владение и оперирование учебным материалом, в знакомой или частично измененной ситуации; наличие единичных несущественных ошибок, устраняемых учащимися самостоятельно |
«0» баллов означает присутствие на занятиях, но отказ от ответа или отсутствие ответа. Балл 6 свидетельствует, что ученик хорошо усвоил учебный материал, который предусмотрен программой и изложен в учебниках вспомогательной школы. Это вершина его достижений. Упражнения в учебниках вспомогательной школы являются специфическими, они не требуют творчества, переноса знаний в незнакомую ситуацию, не предусматривают самостоятельного разрешения проблемных ситуаций. Безошибочное выполнение знакомого, очень упрощенного материала заслуживает оценки 6, но не 7 или 8. Баллы 7 и 8 иногда возможны при оценивании учебных достижений учащихся по таким предметам, как изобразительное искусство, музыка и пение, физическая культура, трудовое обучение. Однако эти баллы являются исключением во вспомогательной школе. Они заставляют сомневаться в правильной диагностике психофизического развития ученика. Баллы 9 и 10 характеризуют высокий уровень учебных достижений учащихся при продуктивной, творческой, познавательной деятельности, что для учащихся вспомогательной школы недоступно.
Показатели оценки письменных классных и домашних работ
1 балл – 6 и более ошибок
2 балла – 5 ошибок
3 балла – 4 ошибки
4 балла – 3 ошибки
5 баллов – 2 ошибки
6 баллов – 1 ошибка
7 баллов – без ошибок
Примечание: учитель имеет право повысить отметку за работу на 1 балл с учетом индивидуальных достижений учащихся в сравнении с предыдущими результатами
Показатели оценки математического диктанта
1 балл – 6 и более ошибок
2 балла – 5 ошибок
3 балла – 4 ошибки
4 балла – 3 ошибки
5 баллов – 2 ошибки
6 баллов – 1 ошибка
7 баллов – без ошибок
Примечание: 2 исправления свидетельствуют о непрочном усвоении приемов устных вычислений и приравниваются к 1 ошибке
Поурочный контроль осуществляется в ходе проведения всех видов работ как устного, так и письменного характера (домашние задания, устный счет, устные ответы, классная работа и т.д.) и направлен на освоение способов действия, диагностику возникающих затруднений и проблем
При проведении тематического, промежуточного и итогового контроля оценка осуществляется с учетом уровней (первый, второй, третий, как исключение – четвертый) усвоения учебного материала.
Показатели оценки комбинированной контрольной работы
1 балл – задача не решена, допущено 6 и более ошибок в вычислениях;
2 балла – задача не решена, допущено 5 ошибок в вычислениях;
3 балла – задача не решена, допущено 4 ошибки в вычислениях;
4 балла – задача не решена, допущено 3 ошибки в вычислениях;
5 баллов – выполнены все задания допущены недочеты при решении задачи и 2 ошибки в вычислениях, или задача не решена, остальные задания выполнены правильно; или задача решена, но допущено 4 – 5 ошибок и вычислениях;
6 баллов – выполнены все задания, задача решена правильно, допущены 2 ошибки в вычислениях и 1 – 2 недочета в разных заданиях;
7 баллов – выполнены все задания без ошибок.
Примечание. Учитель имеет право повысить отметку за работу на один балл с учетом индивидуальных достижений учащихся в сравнении с предыдущими результатами.