РУС БЕЛ ENG

Инновационный опыт 2020-2023

Результаты инновационной деятельности 2020-2023 гг

 

Реализация инновационного проекта «Внедрение модели организации индивидуальной профилактической работы в учреждении образования на ранней стадии выявления признаков десоциализации» на протяжении 2020-2023 годов

На протяжении реализации инновационного проекта была организована работа:

1) с несовершеннолетними, не исполняющими или ненадлежащее исполняющими обязанности учащихся. По результатам диагностик определили 8 учащихся с признаками проявления десоциализации

2) с несовершеннолетними, совершившими противоправные действия (их количество варьировалось от 7 до 4).

 Главными причинами десоциализации учащихся по результатам диагностики определены: недостаточно развитая социальная ответственность (37,5%), нарушение межличностных взаимоотношений в классном коллективе (37,5%), а также нарушение детско-родительских взаимоотношений (25%).

Работа с несовершеннолетними, совершившими противоправные действия, направлена на исправление отклонений в процессе нравственно-правового становления, профилактику противоправного поведения, усвоение правильного стереотипа поведения в конкретной ситуации. Работа с несовершеннолетними, не исполняющими или ненадлежащее исполняющими обязанности учащихся, направлена на повышение уровня воспитанности, развитие самосознания и саморегуляции.

Мы работаем не по факту, а на опережение, на профилактику. Для этого на каждого учащегося разработана психологическая карта, составлен профиль личности на основе теста личностных акцентуаций (автор В.П. Дворщенко). С помощью профиля выявляем в несовершеннолетнем положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы направляет процесс становления и совершенствования личности в нужное русло. Опыт показал, что учащимся сложно назвать положительные качества присущие личности, учащиеся называли максимум по 3 - 5. Незнание качеств осложняет процесс развития этих качеств. Поэтому работа педагога, в первую очередь, была направлена на знакомство несовершеннолетних с существующими положительными качествами, с их значением и назначением, педагоги показывали учащимся необходимость наличия данных качеств у человека.

Над этими знаниями необходимо было много работать. Работа строилась на формировании у учащихся потребности в выработке того или иного качества; овладении знаниями о сущности формируемого качества, способах его проявления и выработке соответствующих чувств, взглядов и убеждений; практическом формировании умений, навыков и привычек поведения; развитии способностей к проявлению волевых усилий, позволяющих преодолевать встречающиеся трудности и препятствия, связанные с соблюдением тех или иных норм поведения.

Важным фактором для построения индивидуальной профилактической работы является уровень средовой дезадаптации: взаимоотношения учащегося с педагогами, родителями, коллективом класса. Для успешной работы нашими педагогами используется метод Алмазова, Этот метод помогает обнаружить проблемы в конкретной сфере и поставить целенаправленные задачи по нормализации межличностных отношений.

Эффективный результат по развитию положительных качеств дают следующие педагогические технологии:

  • Обеспечение социального успеха предполагает включение несовершеннолетних в активную общественную жизнь, творческую деятельность, изменение статуса в коллективе. Обязательное условие – создание ситуации успеха даже в малом!
  • Развитие позитивной коммуникации направлена на формирование у несовершеннолетних коммуникативной культуры на позитиве, способствует формированию социальных навыков.

         Наблюдается положительная динамика формирования социальной направленности личности:

         24,9% учащихся повысили социометрический статус с «пренебрегаемых» на «принятых»;

           выявлено изменение форм межличностного взаимодействия: 40% учащихся изменили уровень направленности с себя на уровень направленности на взаимодействие;

           у 33,2% несовершеннолетних изменился преобладающий тип межличностных отношений с «зависимого» на «сотрудничающий»;

На завершающем этапе исследований, проведенных в апреле 2023 года, выявлено отсутствие учащихся с низким уровнем воспитанности. 60% несовершеннолетних обладают достаточным уровнем воспитанности. Видна положительная динамика в уровнях саморегуляции, самооценки, самосознания. По результатам оценивания педагогами, одноклассниками и законными представителями несовершеннолетних отмечен рост положительных качеств личности у 77.3% несовершеннолетних (в промежуточной диагностике 62,3%); 22.7% учащихся отметили у себя сформированные положительные качества, однако этот факт не нашёл подтверждение у окружающих. Итоговые результаты индивидуальной профилактической работы показывают, что несовершеннолетние учатся анализировать свою деятельность, чтобы ставить новые цели. Умение первичного самоанализа проявляются у 75% (+12,5%) респондентов.

Таким образом, перестройка мышления педагога, качественное научно-методическое обеспечение, системное психолого-педагогическое сопровождение, применение современных технологий, использование актуальных методов способствовали качественным изменениям в поведении десоциализированных подростков. Продуктом наращивания положительных качеств является личность несовершеннолетнего, которая демонстрирует положительный стереотип поведения, знает нравственные критерии, владеет навыками борьбы со стрессами, достигает успеха во всех видах деятельности, умеет принимать решения в ситуациях морального выбора, владеет способами организации досуга, выстраивает конструктивные отношения с окружающими, активно вовлекается в воспитательное пространство региона.

На протяжении реализации инновационного проекта наш опыт активно транслировался. Под руководством консультанта проекта Бархерит Галины Яковлевны по результатам первого года был проведен республиканский обучающий онлайн-семинар, по завершению второго года участниками инновации был издан сборник научно-практических материалов «Организация профилактической работы в учреждении образования. Инновационный педагогический опыт», уже нашим консультантом на основе общих наработок готовятся методические рекомендации для совершенствования профилактической работы в целом.

Реализация инновационного проекта в нашем учреждении позволила:

1) оптимизировать организационно - управленческую деятельность учреждения по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних; изменить концепцию профилактической работы в целом: организовано продуктивное взаимодействие с несовершеннолетними на основе технологии позитивного восприятия личности, работа строится на наращивании положительных качеств; обеспечен дифференцированный подход в работе с несовершеннолетними, разработаны алгоритмы поэтапного педагогического взаимодействия для несовершеннолетних не исполняющих или ненадлежаще исполняющих обязанности учащихся ( с выявленными признаками десоциализации); и несовершеннолетних, совершающих противоправные действия.

2) развить профессиональные компетенции педагогов, необходимые для проведения системной и систематической профилактической работы, выработать позитивное восприятие ими несовершеннолетних, независимо от отклонений поведения в различных видах их деятельности. Отмечен рост основных профессиональных компетенций, необходимых для реализации проекта: умение находить положительные стороны у каждого обучающегося, создание ситуации успеха для обучающихся (на конечном этапе реализации проекта характеризуются 100% педагогов–инноваторов на начальном этапе только 33.3%); эмоциональная устойчивость (от 55,5.до 77,7%) открытость к принятию других позиций (от 33,3 до 88,9%); общая культура педагога (от 33,3 до 78,9%); позитивная направленность на педагогическую деятельность, уверенность в себе ( 33.3- 77,7%).

Включение в инновационный проект позволило педагогам расширить подходы к профилактической деятельности, так получили распространение новые для нас приёмы в работе: технология сторителлинга, кейс-технология, кроссенс, анималотерапия, использование трекеров как инструмента организации опыта правильного поведения. Доказало свою эффективность наставничество как форма педагогического взаимодействия с несовершеннолетними (в отношении 4 несовершеннолетних наставничество оказалось продуктивным и действенным методом).

Есть убеждённость, что результаты инновационной деятельности учреждения образования являются полезными как для самого учреждения образования, так и для профилактической работы в целом;

Технология позитивного отношения к личности, наращивание положительных качеств должна стать основой профилактической работы в целом.

свернуть
поделиться в: